|
ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ И "ВОЗВРАЩЕНИЕ В СИОН".
ПЕРИОД ПЕРСИДСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА
С 586 года до н. э. история еврейского народа включает также историю выходцев
из Израиля и Иудеи, невольно или добровольно осевших в Египте, в Вавилонии и в Малой Азии. В этот
период впервые возникает еврейское рассеяние или диаспора, т.е. наличие еврейских общин, хранящих
свой национальный облик и свое исконное культурное наследие за рубежом родины.
О положении Иудеи после 586 г. до н. э. нет почти никаких данных. В
библейских источниках упоминается лишь то, что только мелкое крестьянство и виноградари были
оставлены вавилонянами в стране. Кое-какие сведения дают археологические раскопки, произведенные в
разных городах Иудеи. Судя по результатам этих раскопок. судьба Северной Иудеи крайне отличалась от
судьбы, постигшей Южную Иудею. Города Южной Иудеи были разрушены дотла, а в Северной Иудее такие
города и селения, как Мицпа, Гивеон и Бет-Эль, продолжали существовать и после 586 г до н. э.
Возможно, что этот район покорился вавилонской армии еще в начале войны и
таким образом избег разрушения. Это предположение подтверждается также тем фактом, что именно в этой
области, в Мицпе, находилась резиденция вавилонского наместника Гедальягу.
В отличие от Самарии, никакие чужеземцы не были поселены в полуопустошенной
Иудее, и поэтому в персидскую эпоху часть изгнанников могла вернуться туда. Местное население почти
не чувствовало ига вавилонской власти и было фактически предоставлено самому себе.
Став беззащитной, Иудея не была в силах воспрепятствовать вторжению в ее
пределы соседних народностей. Идумеяне продвинули свои западные границы, овладев крайним югом Иудеи,
филистимляне из Ашдода проникли в южную часть Центральной Иудеи, а в Заиорданье стали хозяйничать
Аммон и Моав. Они не только овладели смежными областями, но и заселили их я, таким образом, сузили
границы Иудеи на много столетий. Покорение Иудеи привело к ее экономическому и культурному упадку.
До нас не дошло ни одного литературного произведения Иудеи этого периода, кроме "Плача Иеремии" -
сборника элегий о разрушении Иерусалима. Возможно, что это явилось результатом изгнания из страны
наиболее культурной части населения.
(Ирмеяху был одним из великих пророком Иудеи, которому суждено было пережить
завоевание Иудеи, разрушение Иерусалима и первые годы изгнания. Будучи родом из скромной священнической
семьи из окрестностей Иерусалима, он начал свою пророческую деятельность в 627/6 г. до н. э. под
впечатлением реформ Иошиягу в критические дни распада Ассирийской империи. Он кончил жизнь в изгнании
в Египте, в глубокой старости, приблизительно в конце 80 годов VI века до н. э.
Иеремия был свидетелем быстрого роста Ново-Вавидонского царства, которое в
течение немногих лет овладело почти всеми территориями бывшей Ассирийской державы. Он понимал
бесплодность борьбы с этим гигантом. По его апокалипсическому видению Вавилону суждено существовать
"70 лет", что в пророческих метафорах означало предельную длительность человеческой жизни.
Ирмеяху требовал от царя Иудеи и его вельмож сосредоточить все помыслы и
усилия на нравственное усовершенствование, на осуществление социальной справедливости и истинного
правосудия и отказ от идеи восстания, как высшей цели. Благодаря своему происхождению Ирмеяху
принимал особенно близкое участие в судьбе угнетенных общественных групп. С особой суровостью
порицал Ирмеяху священников и служителей Храма, прикрывающих социальную несправедливость и беззаконие.
Простой народ верил, что существование Храма и жертвоприношения в нем защитят Иудею от всех невзгод,
и это ослепление приведет, по словам пророка, к разрушению Храма и страны (Ирмеяху, гл. 7). Однако,
когда все предсказанные невзгоды и бедствия обрушились на народ, Ирмеяху стал пророком-утешителем: в
страшные дни осады (587/6 гг. до н. э.), находясь под арестом из-за проповедей, призывавших к
прекращению войны и к подчинению Вавилону, он предвидит новое возрождение после временного изгнания:
"Вот наступят дни, говорит Г-сподь, когда я выполню свое доброе предсказание о доме Израиля и о доме
Иуды. В те дни и в то время возращу я Давиду отрасль праведную, - и будет производить суд и правду на
земле. В те дни Иудея будет спасена и Иерусалим пребудет в безопасности..." (Ирмеяху, 33, 14-16).
В отличие от Иудеи, Самария, служившая административным центром и резиденцией
вавилонского наместника, процветала экономически, развивая местное производство и принимая участие в
международной торговле. Постепенно началось слияние между коренными еврейскими жителями этой области
и переселенными туда иноплеменными изгнанниками из Сирии и Вавилонии. Так началась создаваться новая
народность - самаритяне, - которой суждено было играть важную роль в истории Палестины в течение
нескольких столетий.
Израильские изгнанники были расселены после разрушения Самарии по ассирийским
провинциям на западе (Гозан - нынешний Тель-Халаф в Северной Сирии) и на востоке в Мидии; что касается
иудейских пленников, то они были поселены в самой Вавилонии. Очевидно, большинство иудейских
изгнанников 586 года было отправлено в Центральную и Южную Месопотамию, в пустовавшие с VII века, со
времени разрушительных войн с Ассирией, окрестности крупного торгового города Ниппура, расположенного
по обе стороны широкого канала Евфрата. Свидетельством тому служит слово "тель" (холм руин), которое
входит в состав названий их поселений: Тель-Авив, Тель-Мелах, Тель-Харса и др.
Пленники получили земельные наделы, и их главным занятием было, очевидно,
земледелие. Поселение проводилось родовыми и сословными группами, которые фактически совпадали, т. к.
ремесла и профессии были наследственными семейными занятиями. Во главе стояли старейшины: "старейшины
Иудеи" и "старейшины изгнания". Сам царский дом Иудеи сохранил в плену значительное влияние при
вавилонском дворе, и можно полагать, что с ним были связаны надежды изгнанников на возвращение в
Иудею.
В первое десятилетие насильственного поселения в Вавилонии на исторической
арене - не в самом Вавилоне, а в Тель-Авиве, на берегу большого канала, известного под названием
"река Кебар", - появляется один из самых выдающихся пророков по имени Иехезкель (Иезекииль),
происходивший из священнической семьи. Его пророческие речи отличаются огромным поэтическим
дарованием, исключительной убедительностью и оригинальной формой. В особенности замечательна глава 37
его книги, где говорится об иссохших костях, которые "облекаются плотью" и "оживляются духом". Кости
эти - символ возрождения и предвестие возвращения изгнанников на родину. Пророчества Иехезкеля
(Иезекииля) отражают настроения и чаяния изгнанников в первое время после их прибытия в Вавилонию.
В народном сознании было распространено мнение, что изгнание, как коллективное
наказание за грехи отцов - главным образом за идолопоклонство времен Менаше - в сущности,
несправедливая кара. Это чувство было отражено в пословице: "Отцы ели кислый виноград, а у детей на
зубах оскомина" (Иехезкель, 18, 2). Иехезкель (Иезекииль), признавая правоту народного сетования,
выдвинул новую идею личной ответственности: "сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына".
В деятельности Иехезкеля (Иезекииля) проявляется новый духовный подъем в вавилонской диаспоре.
Идеалы пророков VII и VI веков уточняются, углубляются и становятся достоянием широких масс. Таким
образом, с вавилонским пленением связан крупнейший перелом в религиозном сознании еврейского народа.
С этого времени совершенно исчезают какие-либо признаки идолопоклонства и фетишизма. Окончательно
устранены пережитки хананейских и сирофиникийских культов и обрядов. Ритуал богослужения также
подвергся радикальной перемене: невозможные в условиях изгнания жертвоприношения были заменены
молитвами и народными собраниями, ставшими прототипами будущих синагог ("синагогэ" - означает
по-гречески "собрание").
Эти религиозные реформы и усовершенствования были, несомненно, связаны с
надеждами на скорое падение Вавилона и возвращение в Иудею. Во всяком случае, они свидетельствуют о
стремлении сохранить национальный облик в условиях изгнания.
Однако параллельно с этим происходит процесс противоположного характера:
по-видимому, в связи с тесным общением с вавилонской культурой, ее влияние начинает проявляться в
различных сферах жизни. Двенадцать месяцев года получают вавилонские названия. Древний еврейский
шрифт заменяется арамейским шрифтом. Это произошло, очевидно, из-за того, что очертания арамейского
шрифта более ясны, а арамейский язык, крайне близкий еврейскому, служил канцелярским языком
Ассирийской, а затем Вавилонской и Персидской империй и был общепринятым в международных отношениях.
Чувствуется также и литературное влияние Вавилонии. В пот период оформляются
книги Царств, основанные на подлинных официальных источниках - "Хроника царей Иудеи" и "Хроника царей
Израиля", - которые до нас не дошли. Книги Царств построены на принципе синхронизации, принятом в
вавилонском летописании. Многие исследователи предполагают, что именно в этот период было предпринято
оформление кодексов Пятикнижия.
Последний Ново-Вавилонский царь Набонид (556-539 гг. до н. э.) провел
культовые реформы в главных храмовых городах империи. Он объявил верховным божеством бога луны Сина,
одного из богов вавилонского пантеона, культовым центром которого был город Харрая в Северной Сирии.
Это мероприятие вызвало возмущение всего жреческого сословия и ускорило падение Ново-Вавилонского
царства.
Победа и декреты персидского царя Кира
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine |
|
|