|
РЕФОРМЫ ИОШИЯГУ
Сын Менаше, Аммон, продолжал хранить верность Ассирии; на втором году своего
царствования он был убит участниками дворцового заговора.
С воцарением малолетнего Иошиягу (639-609 гг. до н. э.) начался новый период
в истории Иудеи. В этот период в политическом, религиозном и общественном развитии Иудеи произошел
решающий сдвиг, который, с одной стороны, был связан с важными переменами в международном положении,
а с другой - являлся результатом некоторых процессов внутри страны. В последние годы царствования
Ашшурбанипала Ассирия, ослабевшая после подавления вавилонского восстания и продолжительных
кровопролитных войн, главным образом войны с Эламом, закончившейся разрушением Суз (647 г. до н. э.),
не могла более сохранить цельность империи. В 50 годах египетскому князю Псаметиху удалось
освободиться от ассирийского ига и основать XXVI независимую династию. В 627/6 году до н. э. против
Ассирии произошло восстание в Вавилоне, во главе которого стоял халдейский князь Набопаласар. После
долголетнего ассирийского владычества, продолжавшегося более 70 лет, настал час восстания и для Иудеи.
За освобождением от ассирийской власти последовало присоединение к Иудее Самарии и Галилеи,
превращенных в свое время в ассирийские провинции, а также включение большей части территории бывшего
Израильского царства в пределы Иудеи. Надо полагать, что остатки израильского населения в этих
областях приветствовали присоединение к еврейскому государству, освободившее их от ассирийского гнета.
Политическое освобождение повлекло за собой и культурную независимость,
которая выразилась, прежде всего, в устранении сиро-арамейских влияний культового и религиозного
характера, проникших в период ассирийского владычества. Вместе с тем была установлена полная и
окончательная централизация культа в Иерусалимском храме. Эти две сферы деятельности Иошиягу,
начавшейся на 12 году его царствования (628 г. до н. э.), достигли своего апогея на 18 (622/1 г.
до н. э.) и увенчались знаменитой реформой, которой суждено было стать поворотным пунктом в
культурно-религиозной и политической истории Иудеи. Во всей Иудее были разрушены местные жертвенники
и алтари, а в пределах Израиля были ликвидированы древние культовые центры, главнейшим из которых был
Бет-Эль. Иерусалим был безоговорочно признан единственным местом законного богослужения и таким
образом стал доминирующим духовным центром не только для жителей Иудеи, но и для всего еврейства.
По библейскому рассказу, во время очищения храма от ассирийских культовых
символов, в нем была найдена "Книга завета". Чтение этой книги побудило царя созвать народное
собрание, на котором был провозглашен союз между народом и Б-гом. Согласно этому союзу народ
обязался "последовать Б-гу и соблюдать его заповеди..." По мнению исследователей, обнаруженная
"Книга завета" была ничем иным, как Книгой Второзакония, или значительной частью этой книги, которая
именно в этот период подверглась изменениям и окончательной редакции с целью превратить ее в
государственный свод законов.
Реформа Иошиягу сыграла огромную роль в истории еврейского народа.
Сопровождавший ее национально-религиозный подъем наметил контуры идеального, независимого,
самобытного иудейского государства со столицей Иерусалимом, ставшим культурно-религиозным священным
центром всего еврейского народа.
Последние годы царствования Иошиягу были годами окончательного разгрома
Ассирии. Халдейский Вавилон и Мидия совместно обрушились на центральные города еще столь недавно
могущественной империи. В 614 г. до н. э. пал Ашшур, в 612 г. до н. э. пала Ниневия, а в 610 г. до н. э.
был завоеван последний оплот ассирийского царя - Харран. О политической ориентации Иудеи в эти
критические годы нет достоверных сведений. Возможно, что, опасаясь нового усиления мощи Ассирии и
союзного ей в то время Египта, Иудея сочла благоразумным договориться с Вавилонией; но нет никаких
прямых указаний на союз между Иошиягу и Вавилонией.
В 609 г. до н. э. фараон Нехо двинулся "морским путем" на помощь остаткам
ассирийских армий, сражавшихся с вавилонянами у Харрана, в верховьях Евфрата в Северной Сирии.
Иошиягу выступил в Мегиддо на перерез египетской армии. Он был ранен в самом начале боя и умер по
дороге в Иерусалим. Смерть Иошиягу лишь немногим предшествовала полному закату самостоятельности
Иудеи. Фараон Нехо, возвращаясь в Египет после одержанной им победы у Харрана, занял Иудею, сверг с
трона сына Иошиягу, Иегоахаза (Иоахаза), и назначил вместо него его брата Иегоякима (Иоакима). Иудея
стала вассалом и данником Египта, но не надолго. В 605 г. до н. э. сын Набопаласара, Навуходоносор,
нанес тяжелое поражение египетской армии у Каркемиша, в Северной Сирии, и, преследуя отступающего
противника, завладел Сирией и Иудеей. Начался новый, весьма короткий (604-586 гг. до н. э.), но
решающий период в истории Иудеи, период владычества Ново-Вавилонской державы.
Иудея под Вавилонским владычеством и падение Иерусалима
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine |
|
|