|
УПАДОК И НОВЫЙ ПОДЪЕМ. ПАДЕНИЕ САМАРИИ.
ПЕРИОД УПАДКА ОБОИХ ЦАРСТВ.
Переворот Иегу увенчался полным успехом в религиозно-культурном отношении. Однако политические и
экономические результаты этого переворота оказались пагубными как для Израиля, так и для Иудеи.
Спустя некоторое время оба царства пришли в состояние полного упадка.
Прежде всего, момент, выбранный для переворота, был сам по себе в высшей
степени неудачным с политической точки зрения. В Дамаске воцарился предприимчивый и воинственный
Хазаэль, который повел наступательную политику против Израиля. Иегу, естественно, искал союзников,
чтобы противостоять Хазаэлю. Надеясь приобрести сильного союзника в лице ассирийского царя Салманасара III,
он поспешил послать ему обильную дань. В черном обелиске Салманасара III упоминается эта дань Иегу,
царя "дома Омри", как официально именуется Израильское царство в ассирийских летописях. Тем не менее -
спустя несколько лет Салманасар покидает пределы Южной Сирии, и Израиль без союзников стоит лицом к
лицу с Дамаском, достигшим к тому времени необычайной мощи. Хазаэль добился гегемонии над всей
Центральной и Южной Сирией, удержанной и его сыном Бен-Хададом III. Он почти беспрепятственно вторгся
в Израиль, захватил Гилеад и подчинил себе Аммон, Моав и Идумею. В 814 г. до н. э. он отправился в
поход к берегу Средиземного моря, разгромил Израиль, взял дань с царя Иудеи и, по всей вероятности,
поработил Северную Филистию.
Современниками Хазаэля в Израиле были Иегу и его сын Иегоахаз (Иоахаз)
(814-800 гг. до н. э.). Период их царствования - время глубокого упадка в истории Израиля. Иегоахаз
был, несомненно, вассалом арамейского царя. Границы Израиля сузились, и в пределы его входила,
по-видимому, лишь Самария с ее окрестностями. Под натиском Дамаска окончательное падение Израиля, а
вслед за ним и Иудеи, казалось неизбежным.
В эти критические годы (805-801 гг. до н. э.) царь Ассирии Ададнерари III
выступает в походы против сына и преемника Хазаэля - Бен-Хадада III, наносит ему тяжелое поражение и,
вступив в Дамаск, взимает с него крупную дань.
Поражение Дамаска было спасительным для Израиля и не замедлило сказаться на
его положении. Уже Иегоаш (Иоас), сын Иегоахаза (800-784 гг. до н. э.), настолько оправляется от
военного упадка, что он вновь овладевает частью заиорданских областей, потерянных его отцом.
Освобожденный от бремени вассальных податей н обязательств, Израиль крепнет и в экономическом
отношении. Открываются новые возможности для расцвета народного хозяйства, для возобновления внешней
торговли и даже для восстановления границ государства, существовавших во времена Давида.
Все преимущества создавшейся экономической и политической конъюнктуры были
полностью использованы сыном Иегоаша, Иоров'амом II (784-748 гг. до н. э.), одним из самых выдающихся
царей Израиля. Он разбил арамейское царство и занял первенствующее место среди всех государств
Сиро-Финикии.
Крупные перемены произошли также в Иудее. После смерти Ахазии (842 г.
до н. э.) трон захватила его мать Аталия (Гофалия), провозгласившая себя царицей, вопреки обычаям
дома Давида и почти всех других династий Ближнего Востока, не знавших цариц. Как в свое время ее мать
Изевель в Израиле, так и Аталия в Иудее пыталась ввести культ тирского Ваала и, подобно Изевели, она
наткнулась на сильную оппозицию, носившую тот же характер, что и в Израиле. Этим, вероятно, и
объясняется кратковременность ее царствования, которое продолжалось всего шесть лет. Храмовые круги,
при поддержке родовитой знати и придворных, совершили переворот, Аталия была убита, и царем был
провозглашен ее семилетний сын Иегоаш (836-798 гг. до н. э.).
Во главе переворота стоял первосвященник Иегояда (Иодай), ставший опекуном
малолетнего царя. Таким образом, впервые в истории Иудеи храмовые круги приобретают решающее влияние
на внутреннюю и внешнюю политику. Позднее Иегоаш, возмужав, пытался, очевидно, ослабить это влияние,
что привело к беспрестанным внутренним трениям. Отношения между враждующими сторонами обострились еще
более после того, как царь опустошил храмовую сокровищницу, чтобы откупиться от Хазаэля, царя Дамаска,
угрожавшего походом на Иерусалим (814 гг. до н. э.). К внутренним распрям и экономической разрухе,
явившейся следствием территориальной изоляции и отрыва от торговых путей Сирии и Финикии, прибавилось
подчинение арамейскому царству. Положение это почти не изменилось во времена сына Иегоаша Амации
(Амасии) (798-785 гг. до н. э.), несмотря на то, что он вновь овладел Северной Идумеей. Переоценив
свои силы, Амация вступил в открытую войну с Израилем и потерпел тяжелое поражение. Царь Израиля
вторгся в Иерусалим. В ознаменование победы он разрушил часть крепостной стены города и захватил
храмовую сокровищницу. Придворные круги, раздраженные неудачным исходом затеянной Амацией войны и
покушением на неприкосновенность Храма, свергли Амацию, как видно, при содействии храмовых служителей
и возвели на престол его молодого сына Узию (Озию), он же Азариягу (785-733 гг. до н. э.).
Период расцвета обоих царств.
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine |
|
|