|
МЕГИЛАТ ЭСТЕР" В ИСКУССТВЕ
Д-р Карл Шварц
С незапамятных времен, точной даты установить невозможно, во многих еврейских
общинах появились так называемые "пурим шпилер" - небольшие группы провинциальных актеров или
любителей, которые давали в дни праздника Пурим небольшие праздничные театральные представления.
Живой речью, в живых образах знакомился наш народ с самим собою, с нашим
прошедшим, с нашими скорбями и радостями. Народ, родившийся на свет для всевозможных испытаний, поет
и пляшет, зла не думая.
Не обременяя представления излишними подробностями обстановки и действия,
участники этих "спектаклей" обычно расширяли границы изображаемого при помощи трансформации, надевая
различные красочные маски и костюмы, чтобы каждый раз снова возродиться в ином образе из
"Мегилат Эстер". При этом евреи Галута позволяли себе веселиться от всей души и смеяться во весь
голос, танцевать еврейские танцы, радоваться чуду праздника Пурим с надеждой и верой в конечную
победу над всеми врагами и притеснителями еврейского народа.
Празднование Пурима, которое проводилось во всех странах диаспоры, доставило
богатый материал и для профессиональных актеров и мастеров сцены с мировым именем и нашло широкий
отклик в их сердцах.
Стремясь к высшему символическому воспроизведению жизни на национальных
началах, они, на основе небольших праздничных представлений создавали крупные художественные
театральные постановки, используя фабулу "Мегилат Эстер". Получили большое распространение и
различные балетные представления, посвященные празднику Пурим.
Богатейшую историю имеет сказание об Эстер в мировом изобразительном
искусстве. Во всех крупнейших художественных музеях и картинных галереях мира, начиная с парижского
Лувра до крупнейших художественных музеев Италии и других стран, можно видеть картины известных
живописцев, таких, например, как Рембрандт, Рубенс и другие, которые изображали отдельных героев и
эпизоды из сказания об Эстер.
|
Несмотря на то, что предписано не делать иллюстраций к свиткам сказания об
Эстер и правила написания их такие же, как правила написания свитков Торы, в книгах сказания об Эстер,
предназначенных для домашнего чтения, допускалось применение граверами инкрустации переплетов. |
Сохранились старинные книги "Мегилат Эстер", главным образом из Испании и
Италии, богато иллюстрированные и разукрашенные художниками, резчиками по дереву и инкрустаторами по
бронзе.
Такой художник 17-го века, как еврей Шломо Итальянский, снабжавший сказание об Эстер
бронзовыми переплетами в инкрустации удивительного совершенства, впервые ввел очень тонкую
моделировку формы инкрустированных бронзовых накладок. |
|
Внизу мелким шрифтом гравировалось имя художника и владельца книги.
|
Чем больше мы вглядывались в книги сказания об Эстер, изготовленные в 17 и 18
веках, тем больше вы чувствуете, что внешняя форма иллюстраций с огромной силой выразила внутреннее
состояние еврейских мастеров - резчиков по дереву и инкрустаторов по бронзе, остававшихся верными
духу своей национальной культуры. |
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine |
|
|