Центр еврейского образования Украины
Методический кабинет

Песах - учителям

План - конспект урока традиции
в 5 - 8 классах.

ТЕМА УРОКА:

Законы праздника Песах; подготовка к Седеру.

ЦЕЛЬ:

Углубить знания учащихся о празднике Песах;
познакомить с законами, традициями и обычаями праздника;
вызвать желание выполнять законы Песаха;
воспитывать уважение к традициям и истории своего народа.

МАТЕРИАЛЫ К
УРОКУ:

Агада, кеара, тексты песен.

ХОД УРОКА.:

I. Организация класса.
- Приветствие класса.
- Проверка готовности к уроку.
На партах приготовлены источники по празднику.

II. Объявление темы и задач урока.

Учитель: вы уже немножко знакомы с праздником Песах и его традициями. Сегодня мы глубже познакомимся с подготовкой к Седеру.

III. Мотивация учебной деятельности.
Все это нам необходимо для того, чтобы вы дома смогли самостоятельно подготовиться к Седеру.

IV. Актуализация опорных знаний.
(фронтальная работа)
Сейчас мы с вами поговорим о том, что вы знаете о Песахе.
(Праздник Песах празднуется в память о выходе евреев из Египта.)
  А  почему им надо было оттуда уходить?
(Евреи в Египте были рабами.)
Сейчас откройте Агаду. Мы с вами выучим песню, в которой как раз говориться о том, что мы в Египте были рабами у фараона.
Запишите ее в тетрадь:
"Рабами мы были у фараона в Египте"
В Агаде есть еще одна песня, она построена на вопросах. Эту песню поют самые маленькие дети, находящиеся на Седере. Сейчас мы запишем и эту песенку,  а  потом вместе постараемся ответить на ее вопросы:

МА НИШТАНА ( Чем отличается?)
 а ) Чем отличается эта ночь от других ночей?
Во все ночи мы можем есть и хамец, и мацу,  а  в эту ночь только мацу?
б) Ведь во все ночи мы едим разную зелень,  а  в эту ночь - горькую зелень?
в) Ведь во все ночи мы ни разу не обмакиваем еду,  а  в эту ночь дважды?
г) Во все ночи мы можем есть и сидя прямо, и облокотившись,  а  в эту ночь облокотившись?

После того, как самый маленький поет "ма ништана", человек, который проводит Седер, как правило - глава семьи, отвечает ему словами "авадим hаину" ( "рабами были мы"), начало которой мы записали до этого.
Перед тем, как мы начнем отвечать на все эти вопросы, запишем в словарь новые слова:
Седер, кеара, хамец, маца, марор, зроа, бейца, харосет, хазерет, карпас, корбан хагига, hагада.

Теперь я расскажу вам о них подробнее.
1. Итак, что же такое хамец?
Хамецом - квасным, в дни Песаха, является зерно или продукты пяти злаковых, подвергшиеся проростанию или брожению. Какие злаки вы знаете? ( пшеница, рожь ячмень, овес). Правильно, это: пшеница, рожь, ячмень, овес и полба. Другие съестные продукты - полевые, садовые, огородные, лесные, питательные минеральные вещества,  а  также всякая животная пища не подходят под запрет "хамеца" и могут быть использованы в Песах. Но, чтобы не было никакого недоразумения, во многих еврейских общинах распространяют запрет также на бобовые, рис, кукурузу. пшено, гречиху, из которых также изготовляют муку.
Пиво, квас, виски относятся к напиткам, содержащим "хамец", и их употребление в дни Песаха категорически запрещено. Также запрещено употребление некоторых соусов и сортов майонеза. На всех продуктах, употребляемых в Песах должна быть надпись (на упаковке) "кашер ле-Песах" и печать раввината.
Нельзя есть "хамец" от 9-ти часов утра 14-го нисана до исхода праздника. Все это время запрещено даже смотреть на "хамец" и хранить его.
Мацу (опресноки) или "хлеб бедности" можно приготовить из пяти злаков. Мы их уже называли, повторите их. Но обычно её делают из пшеничной муки.
Тесто для мацы замешивают без дрожжей, соли и т.д. на чистой воде, простоявшей одну ночь. Готовится она не более 18-ти минут. В память о том, что в пустыне на камнях, под жарким солнцем пекли такие лепешки.
2. Что такое горькая зелень и что она символизирует?
(Хрен, горький салат, символизирует горечь рабства). Да, это действительно так. Марор сначала кажется сладким на вкус,  а  потом горьким. Также было для нас в рабстве в Египте. Подходящим "марором" является кресс-салат (горький) или, если нет кресс-салата - хрен. Также можно использовать любую другую зелень.
3. Почему мы обмакиваем еду и куда?
Мы обмакиваем еду в соленую воду.
Как вы думаете, что символизирует соленая вода? (море).  А  еще? ( слезы).
Действительно, мы макаем еду в соленую воду в память о том, как плакали евреи, будучи в рабстве.
4. В ночь Песаха мы сидим облокотившись. Что же это значит, почему мы облокачиваемся?
(Чтобы нам было удобно)
Для того, чтобы было удобно, мы можем облокачиваться и в любой другой день.  А  во время Седера мы облокачиваемся, для того, чтобы почувствовать свободу.
Кроме того, что мы уже перечислили, на столе должен стоять специальный поднос для Седера - Кеара.
На нём должны быть:
1. "зроа" - кусочек жареного мяса на косточке (куриная ножка).
Она символизирует пасхальную жертву. Ещё одно значение о "зроа", как сказано : "Рукою сильною и мышцею простёртою вывел нас Б-г из Египта".
2. "бейца" - крутое яйцо - символ праздничной жертвы - корбан хагига.
3. "марор" - о нём мы уже говорили. Вспомните, что это такое? (Это горькая зелень, в память о том, как тяжело нам было в Египте).
4. "харосет" - пюре из яблок, орехов, корицы и вина. Оно похоже на глину, из которой наши предки делали кирпичи. В "харосет" обмакивают "марор".
5. "карпас" - любой варёный овощ, например, картофель или морковь, нарезанный на кусочки для всех.
6. "хазерет" - тёртый хрен (ничем не заправленный). Его кладут на мацу как бутерброд.
Отдельно ставят блюдечко с солёной водой. В эту воду окунают "карпас" перед тем, как его есть.
Также на столе должны лежать три мацы: коген, леви и исраэль. Среднюю мацу во время Седера преломляют и одну половину прячут на "афикоман". Глава семьи прячет его от детей. Тот из детей, кто первым найдёт "афикоман", загадывает желание, которое должны исполнить взрослые после праздника.
Кроме этого, на столе должно быть вино или виноградный сок (не менее 4-х бокалов на каждого).
К праздничному столу приглашают кроме родных и знакомых, также бедных, неимущих, семейные - холостых. Седер проводит глава семьи или раввин.
Теперь нарисуйте в своих тетрадях кеару.

Песах начинается 14 нисана вечером и длится 7 дней (в Израиле). В диаспоре (в странах изгнания), то есть за пределами "святой земли" , этот праздник длится 8 дней. В древние времена людям было далеко добираться до Иерусалима, поэтому мудрецы прибавили ещё один день. Этот праздник, как и Шавуот, и Суккот, записаны в Торе, и чтобы исполнить заповедь, люди отмечали эти праздники в Храме. Шавуот и Суккот в "галуте" также празднуют на один день дольше, чем в Израиле.

V. Подведение итогов урока.
 А ) О каких законах Песаха вы узнали?
Б) Что такое Седер?
В) Какую еду обязательно употреблять в Песах и что запрещено есть?
Г) Как называется книга, которую читают во время Седера в Песах?
Д) Какие четыре вопроса задают во время чтения Агады?
Е) Какого числа начинается праздник и сколько дней он длится и почему?
Ж) Какие ещё праздники записаны в Торе и отмечаются от остальных по количеству дней.

VI. Домашнее задание.
Выучить наизусть песни "Ма ништана" и "Авадим гаину". Что должно быть на кеаре.
Рассказать дома о законах и обычаях праздника Песах.

Материалы разработала: Гринман Алла,
студентка колледжа при Центре еврейского образования Украины.
Рецензент: Бакулина Наталия, преподаватель-методист.
"Считаю, что разработанный студенткой первый в ее практике урок может быть использован для проведения ознакомительного занятия по теме Песах в группах КЛИТЫ (вновь прибывших детей, не знакомых с еврейской традицией),  а  также для повторения и закрепления изученного материала в обычных классах"

  

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine

купить урбеч из мякоти кокоса в Москве