|
ИСХОД ИЗРАИЛЯ ИЗ ЕГИПТА
(Исторический обзор)
ИСХОД И ЕГИПЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ (Фрагменты из книги "Полная история исхода")
Дов-Бер Хаскелевич
Согласно нашей традиции в 5750 году Иудейской эры (1990 г.) исполнилось 3300 лет со времени великого
Исхода Сынов Израилевых из Египта. Этот Исход отмечается еврейским народом на протяжении тысячелетий из
поколения в поколение праздником Песах.
В исторической литературе постоянно поднимается вопрос: когда все это произошло? В какой период
египетской истории поселились там евреи, и когда произошел их Исход? История Египта все время изучается,
делаются все новые и новые открытия, изучен древнеегипетский язык, прочитаны многочисленные надписи на
египетских монументах, однако ученые затрудняются дать четкий ответ на вопрос, существуют ли какие-нибудь
параллели в египетской историографии, соответствующие тому, что написано в Торе?
Ввиду отсутствия в современных Исходу египетских памятниках каких-либо сведений об Израиле, евреях, или
их Исходе из Египта, у некоторых возникает вопрос: а насколько достоверно само предание евреев об их
пребывании в Египте? Тем не менее, ни один серьезный ученый (если не считать некоторых идеологов атеизма)
не станет отрицать ни факта пребывания евреев в египетском рабстве, ни историчности Исхода.
Дело в том, что Священное Писание - даже с чисто научной точки зрения - это, во-первых, древний
исторический документ, который по своей достоверности и ценности, по меньшей мере, не уступает памятникам
Древнего Египта. Во-вторых, библейские рассказы о пребывании Иосифа в Египте, описания двора и его
этикета настолько точно воспроизводят египетскую действительность и настолько соответствуют всему тому,
что нам известно из древнеегипетской истории, что, как отмечают знатоки дела, "такое мог написать только
кто-то изнутри". А, в-третьих, говоря словами известного русского ученого-востоковеда В. В. Струве,
"какой народ, пытаясь возвеличить свое прошлое, придумает историю унизительного рабства, наподобие
египетского?"
Сотни раз в книгах Торы упоминается Исход из Египта. Приведем несколько примеров. В книге Исход
(22:21; 23:9) сказано:
"Пришельца не притесняй... ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской".
Во Второзаконии сказано:
"Я - Б-г Всесильный твой. Который вывел тебя из земли
Египетской. Да не будет у тебя других богов перед Лицом Моим" (5:6-7). "Не гнушайся египтянином, ибо
пришельцем ты был в его стране" (23:8).
Все эти слова обращены к народу, для которого чудесный
исход из Египта является одним из основополагающих событий его истории. Какой смысл могло иметь
обращение к народу с требованием не поклоняться другим богам, кроме Всемогущего, Который вывел Израиля
из Египта, если бы Израиль ничего не знал о своем Исходе? Какой смысл могла иметь заповедь "Пришельца не
притесняй, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской, если бы народ этот сам никогда не был
пришельцем в земле Египетской?
Тем не менее, египтологи утверждают, что в дошедших до нас египетских источниках, а также среди данных
археологии, которыми располагает наука сегодня, "какие-либо упоминания о пребывании израильтян в Египте
и об их исходе из египетского "дома рабства" отсутствуют" (Илья Шифман).
Проблема Исхода Израиля из Египта недаром беспокоит египтологов различных школ и направлений. Любая
теория, рассматривающая последовательность и датировку династий фараонов, обязана принимать во внимание
библейскую историю, параллельную египетской. Израиль и Египет - две соседние страны, и их история
неизбежно пересекалась. Библейская история бросает серьезный вызов египетской историографии, ничего не
знающей о массовом Исходе Израиля.
СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Нам неизвестно, каким именем египтяне называли живших в Египте древних израильтян. Поэтому трудно
определить, какой период в египетской истории соответствует времени пребывания там евреев и их Исходу.
История Египетской империи разделена исследователями на следующие основные периоды:
1) Древнее царство - от начала до середины III тысячелетия до н. э. (династии 1-6), после чего в Египте
по непонятным причинам наступает период хаоса и упадка централизованной власти фараонов ("Первый
Промежуточный период" - династии 7-11);
2) Среднее царство (12-я династия), после которого в начале XVIII века до н. э. Египет был завоеван
семитским племенем гиксосов ("Второй Промежуточный период" - династии 13-17);
3) Новое царство, начавшееся согласно принятой хронологии в 1570 г. до н. э. с 18-й династии фараонов и
закончившееся завоеванием Египта Александром Македонским в 332 году до н. э.
С точки зрения библейского рассказа было бы логичнее всего предположить, что Исход произошел в один из
переломных периодов в египетской истории. Египетская история знает о фактах и событиях, которые можно
было бы истолковать в соответствии с данными библейской истории. Так, например, в Бруклинском музее
хранится папирус, который специалисты относят к периоду Среднего царства. В нем перечисляются имена
рабов с "семитскими" (древнееврейскими) именами (Шифра, Пуа, Менахем). Могли ли эти люди быть древними
евреями, порабощенными в Египте? "Нет, - отвечают египтологи, - в период Среднего царства (до XVIII в.
до н. э.) евреев еще быть не могло".
В Лейденском музее хранится "Папирус Ипувера", в котором рассказывается о бедствиях, постигших Египет,
бедствиях, очень напоминающих десять египетских казней: вода в Ниле, превратившаяся в кровь, тьма, мор
животных. Ученые расходятся во мнениях, относится ли этот папирус к концу Древнего или к концу Среднего
царства, что опять, по их мнению, слишком рано для появления евреев в Египте.
Некоторые историки пытались, хотя довольно безуспешно, найти следы пребывания евреев в Египте и их
Исхода в период Нового царства, точнее, во времена 18-й или, еще позднее, в период 19-й династии. Однако
все предложенные теории содержат целый ряд противоречий.
Массовый исход целого народа из Египта в период Нового царства практически немыслим: в этот период
Египет достигает небывалой мощи и почти безраздельно властвует также над Ханааном. Как же могли
еврейские рабы бежать в Ханаан от преследовавшей их армии фараона? И уж тем более, как могли они после
Исхода свободно странствовать по Синайской пустыне 40 лет, а затем победоносно войти в землю Ханаанскую?
Египетские памятники периода 18-19 династий не обнаруживают никаких серьезных политических переломов или
потрясений.
В то же время египтологи связаны и другим ограничением: известная стела фараона 19-й династии Мернепты
(Мернептаха) упоминает Израиль по имени! Фараон утверждает, что он разбил народ Израиля ("Израиль
опустошен, семени его нет...") во время своего похода в землю Ханаана. Согласно принятой хронологии,
стела датируется 1230 г. до н. э. В свое время ученые считали Мернепту "фараоном Исхода", который потонул
в Чермном море (Красное море. Так в русских переводах Библии называется море Ям Суф, через которое шли
израильтяне.), однако в настоящее время уже трудно найти кого-нибудь, кто бы придерживался такого
взгляда. Попутно заметим, что вопреки утверждениям египетских
памятников, библейские источники ничего
не знают о реванше какого-либо фараона, ни во времена Моисея, непосредственно после Исхода, ни во
времена преемника Моисея Иегошуа Бен-Нуна, ни даже во времена Судей и последующих поколений времен царей
Саула, Давида и Соломона. Более того, на протяжении всего этого периода библейской истории, начиная от
поражения египетской армии в Чермном море и вплоть до царя Соломона, Египет даже не упоминается в
качестве реальной политической силы. |
|
Когда в 1896 году стела Мернепты была обнаружена, и ее надписи расшифрованы, один ученый настаивал на
том, что Мернепта был тем самым фараоном, во времена которого Израиль прибыл в Египет, а не вышел
оттуда, и что фразу "Израиль опустошен, семени его нет..." следует понимать, как намек на известный в
Библии приказ фараона бросать всех новорожденных мальчиков в Нил. Не говоря уже о том, что стела
Мернепты говорит не о декрете этого фараона, а о его победоносном походе в Ханаан, 1230 г. до н. э. -
слишком поздняя дата для того, чтобы она могла предшествовать Исходу. Ведь от Исхода до царя Соломона
прошло около 480 лет, а время царя Соломона датируется историками Х веком до н. э. В течение всего
периода времени от Исхода до царствования Соломона Израиль жил уже в земле Ханаана; и на этот период
приходится правление Судей, затем царей Саула и Давида.
Тем не менее, некоторые историки с уверенностью, не знающей сомнений, исключали возможность Исхода
как во времена Мернепты, так и во времена его наследника - фараона Рамзеса III, который вел военную
кампанию против "ПеРеСеТ" (предположительно "ПеЛеСеТ", или библейские Пелешет, пелиштим -
филистимляне).
Однако, помимо того, что эта гипотеза не имеет никаких фактических подтверждений, она ущербна еще и
тем, что вступает в полное противоречие с библейской хронологией, а также совсем не согласуется с
надписью на стеле Мернепты, соответственно которой Израиль тогда уже был в Ханаане.
Еще одна теория предполагала Исход Израиля из Египта во времена фараона-реформатора Эхнатона, в
правление которого Египетская империя пришла в упадок. Найденные в районе Тель-Эль-Амарны многочисленные
глиняные таблички, представляющие собой архив дипломатической почты этого фараона, свидетельствуют о
наступлении банд грабителей хабиру (или апиру) на города Ханаана. Ввиду фонетического
сходства между хабиру и иври многие готовы были принять теорию, отождествлявшую хабиру с
евреями, которые под предводительством Иегошуа Бен-Нуна наступали на ханаанские города-государства.
Однако и эта теория содержала не меньше противоречий, чем предыдущие. Если хабиру - это евреи,
наступающие на Ханаан, то их исход из Египта должен был произойти за 40 лет до этого, во времена
правления отца Эхнатона - фараона Аменхотепа III или еще раньше, во времена Аменхотепа II, когда
Египетская империя была и оставалась достаточно могущественной, и массовый исход из страны считается
невероятным. Кроме того, из архивов следует, что гарнизоны египетской армии находились в Сирии и
Ханаане. Однако в библейской книге Иегошуа, где говорится о войнах в Ханаане, нет ни малейшего
намека на какое-либо египетское влияние в регионе.
Было предложено и другое решение проблемы Исхода: Сыны Израилевы покинули Египет в переломный момент,
когда в результате восстания были изгнаны из страны иноземные завоеватели - гиксосы. Вследствие изгнания
гиксосов в Египте установилась 18-я династия фараонов. Однако в Ханаан Сыны Израилевы прибыли только в
правление Эхнатона, то есть почти в конце 18-й династии. Эта гипотеза, по мнению самих египтологов,
также не выдерживает критики, уже хотя бы потому, что следовало бы отвести более двух столетий на
скитание израильтян в Синайской пустыне, что считается весьма маловероятным.
В популярной, а также в справочной литературе эти научные проблемы обычно замалчиваются, а
взаимоисключающие взгляды различных школ египтологов преподносятся как достоверные исторические факты.
Между тем затруднения историков породили ряд наиболее крайних толкований.
Мы приведем несколько примеров некоторых исторических концепций, трактующих эти события.
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2001 The Center of Jewish Education in Ukraine |
|
|
|