Центр еврейского образования Украины |
ПУСТЫНЯ И НАРОД ИЗРАИЛЯ
"Когда Всевышний сотворил первого человека, взял Он и провел его мимо всех деревьев райского сада и
сказал ему: "Посмотри на создания Мои, сколь приятны и великолепны они, и все, что сотворил Я - для
тебя сотворил. Смотри же, не порти и не разрушай мир Мой - ведь если испортишь ты, некому будет
исправить после тебя".
(Коhэлет Раба 7:13)
А. Пустыня - место
суровое и опасное (слова фараона) (Шемот 14:3).
Б . Пустыня - место
суровое и опасное (жалобы сынов Израиля) (Шемот 16:3)
3. "Зачем привели вы собрание (Бемидбар 20:4)
В. Пустыня, суровое
и опасное место - причина скитаний сынов Израиля (Шемот Раба 25).
Г. Пустыня, суровое
и опасное место, - как источник любви к Стране Израиля (Берейшит Раба 39:18)
Д. Тяготы жизни в
пустыне - обязанность благодарить [Всевышнего] (Брахот 54:2)
Е. Тяготы жизни в
пустыне - скитания и занятие скотоводством (Танхума, Ваэра 14)
8. "Жизнь обитателей бараков (скотоводов) и идущих в
пустыню - не жизнь".
(Эрувин 55:2)
9. "И дам Я траву на поле твоем для скота твоего". -
Чтобы не печалился ты о пустынях..."
(Сифрей, Экев 43)
Ж. Выпас скота в
пустыне 10. "И пастись будут овцы, как на пастбище своем:
и скитальцы будут кормиться тем, что останется от тучных".
(Йешаяhу 5:17)
11. "Не выращивают мелкий скот в Стране Израиля, а
выращивают его в Сирии и в пустынях, что в Стране Израиля".
(Мишна Бава Кама 7:7)
З. Вожди народа -
пастухи в пустыне (Шмот 3:1)
13. "... и разгневался Элиав на Давида, и сказал
он: зачем ты спустился (сюда) и на кого оставил ты тех немногих овец в пустыне?..."
(Шмуэль 1, 17:28)
14. "Не наделяет Всевышний человека величием,
пока не проверит его в малых вещах, и лишь затем возвышает его. И вот двое великих в поколении их,
которых Он проверил и нашел их верными, и привел их к величию. Проверил Давида как овечьего пастыря и
отправил их не куда-нибудь, а в пустыню, дабы отдалить от грабежа, ведь говорит Элиав: "... и на кого
оставил ты тех немногих овец в пустыне?..." Это говорит о том, что Давид
выполняет слово Мишны: "Не выращивают мелкий скот в Стране Израиля". Сказал ему Всевышний,
благословен Он: оказался ты предан скоту своему, так посмотри же за Моим.... Так же говорит Он и о
Моше: "И погнал он скот на ту сторону пустыни", - чтобы увести его от грабежа, и взял
его Всевышний пастырем над Израилем..."
(Шемот Раба 2)
И. Представляет ли
пустыня опасность для обитания кочевников? (Эйха 5:9)
К. Другой взгляд на
пустыню - как на важную часть творения (Комментарии Раши к Йешаяhу 40:12)
Л. Человек
изумляется особому отношению Всевышнего к пустыне (Иов 38:26)
М. У Всевышнего
особое влечение к пустыне - строительство Скинии в пустыне (Танхума, Бемидбар 2)
Н. Пустыня свободна
от грабежа (Сангедрин 49:1)
О. Место дарования
Торы (Эрувин 54:1)
21. "(Тора дана) в ничейном месте, и каждый желающий придет и получит".
(Мехилта Итро 1)
22. "Так же, как пустыня, которая
не засевается и не обрабатывается, так и принимающий на себя бремя Торы - снимается с него
бремя царства и бремя обычаев. Так же, как пустыня, которая не взимает налогов,
так и принимающие Тору - свободные люди в этом мире".
(Танхума, Хукат 21)
23. "А почему Тора дарована в
пустыне? Чтобы научить тебя, что если человек не отдает себя на произвол судьбы,
не забрасывает себя, как пустыня, то не удостаивается слов Торы. И так же
как нет у этой пустыни конца, так же бесконечны и слова Торы..."
(Псикта де-рав Кагане, В третий месяц 107)
П. Подчеркивание
ценности пустыни (Шмот 19:1-2)
Р. Пустыня как чудо
природы - благословение "Благословен творящий мироздание". (Мишна. Брахот 9:2)
С. Двойственный
характер скитаний в пустыне Мидьян (Шофтим 7:13)
Т. Двойственный
характер скитаний в пустыне - Йеремияhу, Хошеа (Йеремияhу 35:6)
28. "... опять поселю Я тебя в
шатрах как во дни тех времен".
(Хошеа 12:10)
The CJEU reserves the right to edit or remove messages |