Центр еврейского образования Украины |
Песах учителям Д-р П.ГРАДЕНВИЦ ИСХОД ИЗ ЕГИПТА В МУЗЫКЕ
Исход из Египта — тема освобождения об рабства народа и личности — издавна привлекала художников.
Бурные события, которые сопутствовали Исходу евреев из Страны Пирамид, деяния Моисея, получение Торы,
завоевание Святой Земли и обретение независимости — все это события исключительные, исполненные
драматизма, и они имеют общечеловеческое значение. Во все эпохи народы мира помнили их — и в радости, и
в горе, и в надежде, и в отчаянии. В рассказах Библии, богатых героическими образами и захватывающими
сюжетами, мало глав, в которых так силен драматизм, как в главах об Исходе евреев из Египта. Одно из центральных мест в описании Исхода занимает песня
Мириам, запечатленная в Книге Исхода (15. 21). Она стала одной из первых арий, известных в истории
музыки. Обычно она исполняется в сопровождении ударных инструментов и хора. Эти библейские стихи были
положены на музыку Францем Шубертом (1797 — 1828), известным композитором-романтиком.
Интересно сравнить произведения видных композиторов, написанных
на тему Исхода, проанализировать их взгляды, вглядеться в музыкальный стиль. Первое, пожалуй, крупное
произведение на эту тему - оратория Генделя (1685-1759) "Евреи в Египте". Эта музыка монументальная,
эпически величавая, и поныне очень впечатляющая. Карл-Филипп Бах (1714—1788), который рассматривал
искусство своего отца Иоганна-Себастьяна Баха (1685 — 1750) как "устаревшее", соединил в своих
произведениях бурный драматический стиль с романтически созерцательным, и это нашло своеобразное
отражение в его оратории, написанной в 1769 году и исполненной впервые в Гамбурге в 1775 году, "Израиль
в пустыне". Это произведение отличается многокрасочностью и глубиной содержания. Временами звучит в нем
яркий драматизм, и тогда музыка Баха особенно впечатляет. К особо волнующим фрагментам относится молитва
Моисея — многозначительный речитатив, часто прерываемый драматическими возгласами хора. Среди первых музыкантов, поехавших в восточные страны, чтобы
изучить и записать песни и мелодии восточных народов, был французский композитор Фелисьен Давид
(1810 — 1876). В 1833 году он присоединился к группе паломников - членов религиозно-философской секты и
поехал в Египет, Сирию, Палестину и там записывал мелодии, услышанные от местных жителей, феллахов и
бедуинов. По возвращении в Париж этот пионер ориентальной музыки во Франции опубликовал сборник
восточных напевов в романтической обработке. В 1844 году состоялась премьера его "Пустыни" — симфонии с
хором и декламацией. Благодаря этому произведению Ф.Давид стал первым "экзотическим" композитором XIX
века, и впоследствии образовалась целая школа его последователей. Странная судьба постигла оперу "Моисей" которую сочинил
выдающийся итальянский композитор, автор бессмертного "Севильского цирюльника" Джоаккино Россини
(1792 — 1868). Премьера "Моисея" состоялась в 1818 году в Неаполе и в 1827-м — в Париже (на итальянском
языке). Четыре года спустя после премьеры в Неаполе опера в новой редакции была поставлена в Лондоне
также на итальянском языке. Спустя одиннадцать лет это произведение снова прозвучало в Лондоне, но... в
форме оратории под названием "Евреи в Египте, или Переход через Чермное море" Артисты пели в костюмах,
на сцене стояли декорации. В своей оратории Россини использовал фрагменты оратории Генделя. В таком виде
оратория исполнялась и в других городах, а с 1842 года — в США. В 1845 году либретто оперы "Моисей" было
переведено на английский язык, и она была поставлена в Бостоне. В 1850 году эта опера с обновленным
текстом шла в Лондоне.
Лишь немногие любители музыки знают, что известный французский
композитор Гектор Берлиоз (1803 — 1869), автор "Фантастической симфонии", в дни молодости очень
увлекался Библией и библейскими сюжетами. В двадцатилетнем возрасте он даже сочинил ораторию на тему об
Исходе евреев из Египта.
Отдал дань этой теме и другой композитор- романтик — Антон
Рубинштейн (1829 — 1894). Среди четырех его "духовных" произведений — опера "Моисей". (Заметим попутно,
что он также является автором опер "Вавилонское столпотворение" и "Маккавеи".)
Из более близких к нашему времени композиторов упомянем
американского негра Р. Натаниэля Дета (безвременно скончавшегося в 1943 году, не достигнув и
пятидесятилетнего возраста). Он сочинил впечатляющее произведение Моисей" для солистов, хора и оркестра,
стилистически весьма своеобразное.
В основе "Пасхального сказания" известного композитора-еврея Пауля
Десау лежат мотивы произведений писателя Макса Брода (1884 - 1968), последние тридцать лет жизни
проведшего в Израиле.
Если мы обратимся к новой эпохе, то найдем в ней ряд произведений, оригинальных как
по обработке темы, так и по мировоззрению авторов. Было проявлено новаторство и с чисто музыкальной
точки зрения.
Интересное и необычное музыкальное решение найдено, без
сомнения, в опере Арнольда Шенберга (1874 — 1951) "Моше и Агарон", которая производит сильное
впечатление. Тема Исхода из Египта является центральной темой этой оперы, созданной в 1932 году. В
концертном исполнении она прозвучала в 1954 году и была поставлена на сцене в 1957 году. Незадолго до Войны за Независимость выдающийся израиильский
композитор Йосеф Таль написал симфонию "Экзодус" (Исход из Египта), которая в декабре 1947 года была
исполнена Тель-Авивским симфоническим оркестром и обратила на себя внимание всех любителей музыки.
Управлял оркестром известный итальянский дирижер Бернардино Молинари. В произведении говорится о годах
рабства и чудесах вызволения, о переходе по суше через Чермное море, затем следует апофеоз — победная
песня Мириам и всех спасенных. Партия рассказчика-певца (баритон Карель Саломон) целиком построена на
цитатах из Книги Исхода. Можно не сомневаться, что композиторы Израиля и других стран еще не раз будут
обращаться к волнующей и бессмертной теме Исхода.
The CJEU reserves the right to edit or remove messages |