|
ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРАЗДНИКА
ХРАМ ИРОДА (продолжение)
Рисунок 2 Общий вид Храма
1, 2 - Чертог (1) и в нем Святилище (2)
и Святая Святых
3 - золотая люстра,
4 - Внутренний двор,
5 - склад вина и масла,
6 - место для женщин: крыша колоннады,
7 - Двор Женщин,
8 - Палата Назиров,
9 - двенадцать ступеней,
10 - склад дров для жертвенника,
11 - пятнадцать полукруглых ступеней,
12 - помещение для очищающихся от цараат,
13 - Шаар Никанор,
14 - Бейт-амокед,
15 - Шаар-аницоц,
16 - окна Чертога,
17 - металлические острия на парапете
крыши Храма
В восточной части храмового двора, на нижнем уступе, находился квадратный в
плане (около 67 на 67 м) так называемый Женский двор (эзрат нашим) (рис.1-2 -
XXVII - 7), окруженный колоннадой, на крыше которой (рис.2 - 6) в
праздник Суккот собирались женщины, чтобы посмотреть на праздничное веселье. Этот двор был крайним
пределом, до которого могли проникать женщины.
В каждом из четырех углов этого двора были квадратные приделы (20 на 20 м) -
помещения без крыш.
В юго-восточном углу двора - помещение для назиров, "Палата назиров"
(рис.1-2 - XVI - 8), в которой они по окончании срока обета варили мясо
принесенных ими жертв и остригали свои волосы. (Назир - согласно Торе, еврей, принявший на себя обет
вести в течение определенного времени особый образ жизни: не пить и не есть ничего приготовленного
из винограда, не стричь волосы на голове и соблюдать ритуальную чистоту).
В северо-западном углу - помещение для прокаженных (рис.1-2 -
XVIII - 12), в которм священники осматривали выздоравливающих. В нем
находилась миквэ для очищающихся от цараат. (Миквэ - специальный бассейн, погружение в который
согласно Торе, очищает от ритуальной нечистоты; цараат - согласно Торе, особое состояние человека,
внешне выражающееся в появлении на его коже ярко-белых пятен и характеризующееся высокой степенью
ритуальной нечистоты. После выздоровления такой человек обязан был пройти процедуру ритуального
очищения и, в частности, совершить определенные жертвоприношения. Необходимо подчеркнуть, что
состояние "цараат" вызывается чисто духовными причинами и имеет место лишь тогда, когда сущетвует
Храм, в котором Всевышний присутствует в среде народа Израиля).
Помещение для хранения оливкового масла и вина (рис.1-2 -
XIX - 5), используемых в храмовой службе - в юго-западном углу Двора Женщин.
И в северо-восточном углу размещался дровяной склад (рис.1-2 -
XVII - 10), где священнослужители (коэны), обладающие физическими недостатками
и потому не имеющие права участвовать в храмовом служении, отделяли чистые поленья от червивых,
непригодных для жертвенника.
В каждой из четырех стен Женского двора были ворота.
По восточному краю верхней площадки проходила стена, отделявшая Женский двор
от следующей части двора, где и стоял Храм. Это второе отделение Внутреннего двора (рис.2 -
4) размерами 187 на 135 доктей тоже было окружено стеной.В этот двор вели
семь ворот: три с северной стороны (Шаар аницоц (рис.2 - 15)), Шаар акорбан и
Шаар бейт-амокед (рис.2 - 14)); три с южной (Шаар аделек, Шаар абхорот и Шаар
амаим) и одни с восточной (Шаар Никанор) (рис.2 - 13). Все ворота были одного
размера: 10 локтей в ширину и 20 локтей в высоту. Между воротами (и частично над ними) находились
служебные помещения, где изготовляли фимиам ("Бейт Автинас"), ванна для омовения Первосвященника в
Йом-Киппур ("Бейт ха-твила"),
помещения, в которых приготовляли хлебы предложения, заседал Синедрион и т. д . Двери всех ворот Храма
были покрыты золотом. Исключение составляли восточные медные ворота, Шаар Никанор, ведущие из Двора
женщин.
Рисунок 3 Внутренний двор Храма - вид сверху
1 - Двор мужчин (Двор Израиля)
2 - Двор коэнов
3 - Жертвенник всесожжения:
4 - пологий пандус,
5 - вспомогательные пандусы,
6 - карниз жертвенника
7 - восемь колон с крюками и восемь
мраморных столов для разделки туш жертвенных животных
8 - умывальник с двенадцатью кранами для коэнов
9 - два ритуальных стола: на
серебряный коэны клали предметы для совершения жертвоприношений, на мраморный - разделанные туши жертвенных животных
Девять помещений Внутреннего Двора:
10 - на севере: Грановитая Палата,
Палата Первосвященника, колодец
11 - на юге: соляной склад, помещение
для первичной обработки шкур жертвенных животных, помещение для промывания их внутренностей
12 - на востоке: Палата Пинхаса - хранителя одежд,
помещение для выпечки мучного жертвоприношения
Из Женского двора по ступеням поднимались во Двор Израильтян (эзрат Исраэль)
(рис.1, 3 - XXV - 1), открытый для всякого еврея мужского пола. Двор
Израильтян фактически был частью Священнического двора (эзрат ха-коханим) (рис.1, 3 -
XXVI - 2). Оба двора были окружены стеной высотой в 20 м,
на которой были выставлены трофеи, захваченные у врага Хасмонеями и Иродом. Двор Израильтян был
длинным и узким (67 на 5,5 м). Двор мужчин был доступен для ритуально чистых мужчин. Священнический
двор, или Двор коэнов, был приблизительно на 1,5 м выше Двора Израильтян и был отделен от него
большими тесаными камнями-ступенями, на которых во время совершения жертвоприношений стояли левиты -
певцы и музыканты. В окружавшем Xрам Священническом дворе (около 94 на 68 м), где осуществлялось
большинство жертвоприношений, находился большой квадратный (около 16 на 16 м) алтарь высотой 8 м
(рис.1, 3 - V - 3); на каждом из его углов был "рог". В юго-западном углу
алтаря было два отверстия для стока крови жертвенных животных; кровь стекала в трубу, которая вела к
реке Кидрон. Возле этого угла были также две чаши, где совершались возлияния вина и воды. Чтобы
указать, на какую часть жертвенника следует брызгать кровь жертвенных животных, посередине его
окружала узкая красная полоса. На жертвеннике постоянно горели три костра. Пепел и перегоревшие угли
сгребали в кучу в центре верхней поверхности жертвенника. Пологий подъем на жертвенник (так называемый
пандус) (рис.3 - 4) находился с южной стороны, с обеих сторон от него были
вспомогательные подъемы (рис.3 - 5), доходившие только до карниза (рис.3 - 6),
окружавшего жертвенник. Коэн, который должен был нанести жертвенную кровь на выступы жертвенника,
поднимался по восточному вспомогательному пандусу, обходил жертвенник по карнизу и спускался с
западной стороны по второму вспомогательному пандусу. В северной части двора - восемь колонн с крюками,
на которые вешали туши жертвенных животных, чтобы снимать с них шкуру (рис.1, 3 - VII - 7.
Рядом с этими колоннами - восемь мраморных колонн для разделки туш. Между алтарем и фасадом Храма
находился медный сосуд с 12-ю кранами (рис.3 - 8) для омовения рук и ног
священников.
Этот двор окружали несколько помещений: (рис.3 - 10)
на севере - Грановитая палата, где заседал Большой Синедрион (высший судебно-законодательный орган
еврейского народа, состоявший из 71 мудреца Торы), Палата Первосвященника и помещение, где находился
колодец, снабжавший водой весь Храм.
На юге (рис.3 - 11) - соляной склад, помещение для
первичной обработки шкур, снятых с жертвенных животных, и помещение для промывания их внутренностей.
На востоке (рис.3 - 12)- Палата Пинсаха, хранителя
одежд, и помещение для выпечки мучного жертвоприношения, которое два раза в день совершал
первосвященник. Во дворе коэнов также находились несколько подсобных помещений - в частности Палата
левитского рода Автинас, изготовлявшего благовония для воскурения в Храме.
Собственно Храм (Чертог) имел "форму льва - был узок сзади и широк спереди"
(Мишна, трактат Мидот, 4:7). Поэтому мудрецы Торы называли Чертог "Ариэль" ("Божественный лев").
Высота Храма была увеличена на 20 м, а ширина - на 15 м. Фасад здания был обновлен и имел квадратную
форму - 50 на 50 м. Задняя часть здания была такой же высоты, но лишь 35 м в ширину. Фасад был
украшен четырьмя колоннами коринфского ордера. Здание имело плоскую крышу. Входные ворота (20 м
высоты и 10 м ширины) были открыты, и через них была видна большая занавесь. Притвор (Улам) был
узким (5,5 м); под его потолком висели золотые короны (атарот) и цепи, по которым молодые священники
взбирались, чтобы чистить короны. Из Улама "Великие ворота" (5 м шириной и 10 м высотой) вели в Хехал
(Святилище) (20 на 10 м), где стоял алтарь для курения фимиама, стол для хлебов предложения и
менора.
За Святилищем находился Двир (Святая Святых) (кодеш ха-кодашим, 10 на 10 м), отделенный от Хехала
двойной занавесью. Двир, обладающий максимальной святостью, был совершенно пуст, и лишь раз в году -
в Йом-Киппур - Первосвященник входил туда, чтобы возжечь фимиам. В Первом Храме в Святая Святых на
"Эвен аштия" - Камне основания - стоял Ковчег Завета, во Втором Храме Ковчега уже не было. И когда
Первосвященник входил в Двир, он должен был мысленно представить себе Ковчег на месте. По сторонам
Хехала было 38 подсобных помещений, устроенных в три этажа в толще стен Чертога (кроме восточной).
Через систему этих помещений можно было подняться на чердак, откуда открывались люки в Святая Святых,
через которые один раз в семь лет спускались рабочие для проведения необходимого ремонта. Крыша
Чертога была окружена парапетом высотой в три локтя, заканчивающимся металлическими остриями в один
локоть высотой (рис.2 - 17), чтобы помешать птицам садиться на него и пачкать
стены Чертога. Талмуд утверждает, что "тот, кто не видел Храм Ирода, никогда в жизни не видел
красивого здания".
Гибель Второго Храма.
Начало антиримского восстания 66-73 годов (Иосиф Флавий,
Иудейская война I) ознаменовалась прекращением регулярных жертв за благополучие римского императора.
С началом осады Иерусалима все военные действия сфокусировались вокруг Храма.
В 70 году, во время осады Иерусалима Титом, Иоханан Гискальский укрепился в Храме и в ходе
сопернической борьбы с Шимоном Бар-Гиорой соорудил на углах храмового здания башни. Согласно описанию
событий у Иосифа Флавия (Война 6:150-281), первым шагом римлян к захвату Храмовой горы было
разрушение части стены расположенной напротив Храма крепости Антония (в 3-й день месяца таммуз), На
развалинах крепости римляне построили насыпь, которая достигала стены храмового двора. В 17-й день
месяца таммуз прекратилось принесение жертвы тамид - возможно, потому, что не было
священников для проведения ритуала. Между 22-м и 28-м днем месяца таммуз сгорели храмовые колоннады.
Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, пока в
9-й день месяца ав Тит не приказал поджечь храмовые ворота. На следующий день в римском штабе
состоялся совет относительно судьбы Храма Согласно Иосифу Флавию, Тит не хотел разрушения Храма, и
уничтоживший его пожар был случаен, однако другой источник, вероятно опирающийся на свидетельство
Тацита, сообщает, что Тит требовал разрушить его. Как бы там ни было, здание Храма полностью сгорело.
Удерживавшие Храм в течение пяти месяцев повстанцы сражались до конца, и когда пламя охватило здание,
многие из них бросились в огонь. Согласно Иосифу Флавию, Храм сгорел в 10-й, а согласно Талмуду - в
9-й день месяца Ав 70 года нашей эры. Второй Храм простоял 420 лет. Часть храмовой утвари уцелела и
была захвачена римлянами. Эти трофеи изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме.
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2002 The Center of Jewish
Education in Ukraine |
|
|