Центр   еврейского   образования   Украины
Методический кабинет

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРАЗДНИКА

ГИБЕЛЬ ЙЕХУДЫ МАККАВЕЯ
ПРОДОЛЖЕНИЕ БОРЬБЫ.

    Йехуде Маккавею не долго суждено было пожинать плоды своих побед. Спустя короткое время после поражения Никанора, в Иудею вновь вторглись селевкидские полчища под командованием Бакхида. В неравном бою Йехуда пал смертью храбрых (160 год до нашей эры). Восстание лишилось своего доблестного вождя, самого выдающегося из Хасмонеев  и  одного из величайших полководцев еврейского народа. Йонатан  и  Шимон, братья Йехуды, собрали вокруг себя остатки бойцов  и  были вынуждены вернуться к прежней тактике партизанской войны. Несмотря на военную победу  и  на исключительные меры, предпринятые селевкидскими властями для окончательного подавления восстания, планы сирийцев потерпели полную неудачу. Спустя некоторое время Йонатан вновь овладел большинством сельских районов  и  провинциальных городов Иудеи, а когда у Деметрия I появился соперник, Александр Балас, перед иудейскими повстанцами открылись новые перспективы. Александр Балас захватил Птолемаиду (Акко) на берегу Средиземного моря, которая стала его временной резиденцией,  и  начал организовывать свои войска для решительного наступления на столицу Сирии Антиохию. Йонатан оказался фактором, с которым следовало считаться, так как он командовал наиболее значительными вооруженными силами в Палестине. Александр назначил Йонатана первосвященником  и  возвел его в звание "друга царя". Этим актом ознаменовалась радикальная перемена в режиме Иудеи. Вождь повстанцев был признан царем Сирии главой иудейской нации (152 год до нашей эры). С тех пор пост первосвященника на протяжении ста пятидесяти лет неизменно оставался прерогативой дома Хасмонеев.
    Этот шаг Александра привел к тому, что Йонатан стал его верным союзником во всех военных операциях последующих лет. Вскоре Йонатану представился случай доказать на деле свой военный талант  и  пользу, приносимую Александру его союзом с евреями. В 147 году в Сирию вторгся сын Деметрия I, который пытался отвоевать у Александра престол своего отца. Вся Сирия, а с ней  и  Палестина, была вновь охвачена жестокой междоусобной войной. Йонатан, встав на сторону Александра, начал военные действия в прибрежной полосе. Яффа была временно захвачена евреями, овладевшими также районом Ашдода. Услуги Йонатана были соответствующим образом оценены Александром. Экрон  и  его окрестности были дарованы ему в личное владение. После смерти Александра Баласа в 145 году до нашей эры победа досталась его противнику Деметрию II. Йонатан был вынужден пойти на компромисс с победителем. Деметрий был в свою очередь заинтересован в поддержке евреев. Он утвердил Йонатана на посту первосвященника  и  признал присоединение к Иудее трех областей на юге Самарии с преобладающим еврейским населением. Окончательное присоединение этих областей было одним из наиболее значительных достижений дома Хасмонеев. Однако через некоторое время Йонатан примкнул к противнику Деметрия Трифону, правившему от имени малолетнего Антиоха VI, сына Александра Баласа. Этот союз открыл новые перспективы перед политической  и  военной деятельностью Хасмонеев. Брат Йонатана, Шимон, назначенный Трифоном на важный государственный пост, овладел Яффским портом  и  поместил там еврейский гарнизон под предлогом, что жители города намереваются сдать его военачальникам Деметрия.
    Йонатан не удовлетворился победами на поле брани  и  территориальными завоеваниями; он приступил к выполнению плана укрепления Иерусалима  и  других городов в Иудее, чтобы предотвратить возможность вторжений в страну в будущем. Он также отправил послов для возобновления союза с Римской республикой  и  установил дружеские отношения со Спартой. Растущая мощь Иудеи во время правления Йонатана раздражала его союзника Трифона, которому удалось, в конце концов, обманным образом захватить Йонатана в плен. С политической точки зрения Трифон, однако, не достиг своей цели, так как Иудея  и  под руководством Шимона, последнего из братьев Хасмонеев, оказала решительное сопротивление его войскам. Он был вынужден отступить  и  в отместку казнил Йонатана, выместив на нем свою досаду.
    Период правления Йонатана был решающим для хасмонейской Иудеи. За эти годы Иудея окончательно добилась политической самостоятельности  и  играла значительную роль в Сирии, оказывая воздействие на судьбу всей Селевкидской державы. Военные  и  политические действия Йонатана почти неизменно сопровождались успехом,  и  он весьма искусно умел использовать внутренние затруднения Сирийского царства в интересах Иудеи. Самым существенным  и  прочным территориальным достижением было присоединение Южной Самарии  и  Экронской области. Фактически евреи овладели также Яффским портом,  и  их влияние распространилось  и  на другие эллинистические города южного побережья страны.
    В 142 году до нашей эры соперник Трифона Деметрий II согласился полностью освободить Иудею от уплаты дани, что равнялось признанию ее независимости.  И , действительно, этот год стал считаться первым годом независимости Иудеи. После двадцатипятилетней упорной борьбы Иудея стала суверенным государством. Борьба, начавшаяся отчаянным восстанием против религиозных гонений Антиоха Эпифана, вышла далеко за пределы своей первоначальной цели  и  привела к возобновлению государственной независимости Иудеи после перерыва, длившегося свыше 440 лет.
    Шимон продолжал развивать в различных направлениях начатое его братьями дело. Ему пришлось вступить в борьбу с теми представителями Селевкидской династии, которые относились враждебно к независимости Иудеи  и  к расширению ее границ. В целях обеспечения стратегического положения Иудеи он старался уничтожить последние позиции врага в стране  и  приобрести доступ к морю путем окончательного присоединения Яффского порта. Подобно своим братьям, он придавал большое значение связям с другими государствами, в особенности с Римом  и  его союзниками. Во внутренней политике Шимон еще усерднее, чем его предшественники, старался укрепить конституционный строй, обосновывающий преемственность династии Хасмонеев. Он также стремился привлечь как можно более широкие круги к активной поддержке хасмонейского режима.
    Еще в начале своего правления Шимон отправил войска в Яффу, чтобы закрепить этот порт за Иудеей. Он воспользовался продолжавшейся междоусобной войной в Селевкидской державе  и  устранил последнюю возможность угрозы самой Иудее, заняв город Гезер, командную позицию на дороге из Иудеи в прибрежную полосу - Шефела, -  и  иерусалимскую крепость, служившую со времени Антиоха Эпифана препятствием к обеспечению безопасности Иерусалима. Завоевание этих пунктов стало возможным благодаря улучшению техники овладения крепостями в иудейской армии. Гезер был подвергнут долгой осаде при помощи усовершенствованных осадных машин, как было принято в эллинистических войсках. Жители завоеванных областей были выселены,  и  их место заняли евреи. Особенное впечатление на население всей Палестины произвело взятие Хасмонеями иерусалимской цитадели. Пока эллинизированные евреи  и  чужеземный гарнизон еще находились в крепости, можно было сомневаться в устойчивости независимости Иудеи. Завоевание цитадели в 141 году до нашей эры устранило эти сомнения. День завоевания был объявлен ежегодным праздником.
    Уже в начале своего правления Шимон возобновил союз с Римской республикой  и  со Спартой. В своем послании к различным государствам  и  городам восточного побережья Средиземного моря в 142 году до нашей эры один из римских консулов сообщил о возобновлении союза с Иудеей  и  просил эти страны не давать убежища врагам Шимона. Однако союз с Римом, заключенный Шимоном, не мог послужить серьезным препятствием для враждебных элементов в Селевкидском царстве, стремившихся уничтожить молодое еврейское государство. После того как Деметрий II был захвачен в плен парфянами, его наследником стал Антиох VII Сидет, последний выдающийся представитель дома Селевкидов. В первые годы своего царствования, когда его положение еще не было прочным, Антиох старался поддерживать тесную дружественную связь с Шимоном. Он утвердил его статус, признал его территориальные завоевания  и  даже разрешил ему чеканить свою собственную монету. Но лишь только он обосновался на престоле, он расторгнул союз с Шимоном  и  решил ограничить его влияние, вновь превратив его в вассала Селевкидов. В первую очередь Антиох настаивал на возвращении Яффы, Гезера  и  Иерусалимской крепости или, по крайней мере, на уплату дани взамен их. Обе стороны не пришли к соглашению,  и  царь отдал приказ правителю прибрежной полосы начать военные действия против Иудеи из базы в Явне (Ямнии). Иудейская армия, насчитывавшая двадцать тысяч бойцов - в том числе конницу - под командованием сыновей Шимона, Йехуды  и  Йоханана, вышла навстречу врагу  и  одолела его в тяжелом бою. Антиох Сидет не пытался больше при жизни Шимона вмешиваться в дела Иудеи.
    Старания Шимона придать своему правлению законные формы  и  закрепить наследственность династии Хасмонеев увенчались успехом,  и  народное собрание признало его преемником Йонатана. Однако Шимон не довольствовался этим актом. В 140 году до нашей эры он созвал в Иерусалиме Великий Собор, "Кнесет гдола", который утвердил его в качестве главы народа ("этнарха"), первосвященника  и  главнокомандующего. Это назначение было наследственным  и  должно было передаваться его потомкам - "до того как явится истинный пророк". На Шимона была возложена также ответственность за богослужение  и  содержание Храма. Было установлено также, что все договоры будут составляться от его имени. Постановления Великого Собора стали краеугольным камнем Хасмонейского государственного строя. Шимон стремился привлечь на свою сторону  и  те круги, которые противились политике Хасмонеев  и  ее целям. Одним из них был зять Шимона Птоломей, которого он назначил правителем Иерихона.
    При содействии Антиоха Сидета Птоломей решил овладеть престолом этнарха. Заманив Шимона  и  его двух сыновей - Маттитьяху  и  Йехуду - к себе на пир, он убил их. Однако это убийство не привело его к желанной цели. Чувство привязанности к Хасмонеям было глубоко укоренено в народе. Оставшийся в живых сын Шимона Иоханан Гиркан, правитель Гезера, без труда овладел всей Иудеей.
    Так окончательно завершилась многолетняя борьба дома Хасмонеев за независимость Иудеи. Важнейшим фактором, обеспечившим победу в этой борьбе, была безграничная преданность широких народных масс своей культуре, религии  и  ее традиционным заветам, хотя среди высших общественных слоев было меньшинство - круги Менелая  и  сыновья Товии - готовое добровольно идти до конца по пути эллинистической ассимиляции.
    Хасмонеи располагали немалыми боевыми резервами. Иудея со смежными районами была заселена массой земледельцев, которые в процессе борьбы превратились в отличных воинов. Пока столкновения происходили на территории, населенной евреями, перевес был явно на стороне Хасмонеев. Самая серьезная опасность угрожала Иудее со стороны регулярных сирийских войск. Военная мощь Селевкидской державы все еще долго продолжала доминировать на Ближнем Востоке  и  могла с успехом тягаться силами с любым государством Средиземноморья, исключая Рим. Но в соответствии с политической  и  военной обстановкой того времени, Селевкиды не находили возможным бросить все свои силы на иудейский фронт, тем более, что нередко большая часть армии под командованием самого царя была вовлечена в различные кампании в восточных провинциях империи. Однако военное положение Иудеи было очень опасным, принимая во внимание то, что царские войска, находившиеся к западу от Евфрата, количественно  и  качественно превосходили силы Хасмонеев на первых этапах борьбы за независимость.
    Еврейским повстанцам благоприятствовали междоусобицы в Селевкидском царстве, раздроблявшие военный потенциал государства  и  дававшие возможность маневрировать между заинтересованными сторонами.
    Значительным фактором в успешной борьбе Хасмонеев была поддержка иностранных держав. В ослаблении эллинистического государства была в первую очередь заинтересована Римская республика. Еще до смерти Йехуды Маккавея римский сенат заключил формальный союз с иудеями, возобновлявшийся несколько раз в последующие годы. Политика Йонатана Хасмонея отвечала интересам египетского царя Птоломея VI. В первые годы восстания набатейцы тоже были союзниками Хасмонеев.
    В лице Йехуды Маккавея  и  его братьев еврейское восстание нашло выдающихся полководцев  и  государственных деятелей. Во времена Йонатана  и  Шимона еврейские войска овладели передовой военной техникой. Военачальники Хасмонеев уже были в состоянии производить вылазки из гористых пределов небольшой иудейской территории  и  успешно сопротивляться войскам Селевкидов вдали от своих баз. В их стремительном наступлении при Йонатане еврейская армия дошла даже до Дамаска  и  временно заняла столицу Селевкидского царства Антиохию.

  

The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2002 The Center of Jewish Education in Ukraine