|
|
ХАНУКИЯ В ЕВРЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ
Своеобразными чертами в своём оформлении отличаются ханукальные лампы,
которые были распространены в быту евреев. Хануккию имела каждая еврейская семья, в связи с этим в
XVIII - XIX веках они стали предметом массового производства на территории современной Украины.
|
|
|
Хануккальная лампа представляет собой лампадо-свечечный светильник, который
мог быть как настольным, так и настенным. Евреи до настоящего времени празднуют ежегодно Ханукку,
зажигая восемь огней. Форма хануккии испытала влияние всех стилей, которые знала еврейская диаспора
за многие века. Поскольку "чудо" произошло в храме, мастера придавали хануккальным лампам формы
храмового зодчества. В каждой хануккии чувствуется стремление мастера, подчас наивное, изобразить
Иерусалимский храм. Примерно с XIII столетия хануккия изготавливается из металла. Для украшения
светильника мастера используют образ библейского стиха "...ибо заповедь есть, светильник и
наставление - свет..." (Притча 6:23). |
|
|
На старинных светильниках часто изображали пламя, поднимающееся из
стилизованной вазы, которую поддерживали два геральдических льва. Со временем изображение пламени
исчезает, львы становятся элементом украшения, а пространство заполняется цветами, фруктами и
розетками в стиле итальянского Возрождения. |
|
|
Хануккии - обрядовые восьмисвечники, зажигаемые в один из наиболее чтимых
национальных праздников в память о победе евреев над греко-сирийскими завоевателями во II столетии до
нашей эры и освобождении Иерусалимского Храма. Наиболее распространенный материал для изготовления
хануккальных ламп, как их еще называют, - бронза, латунь или медь. Однако в более зажиточных домах
предпочитали иметь серебряную хануккию. Среди различных типов последних для России, Украины и Польши
был характерен особый, получивший по имени основателя хасидизма название Баал-Шем-Тов. Это -
филигранная хануккия, как правило, развитых богатых форм, содержащая архитектурные элементы, литые
фигурки птиц и грифов. Традиционные элементы еврейского орнамента сочетаются в этих вещах с
богатством и отточенностью ювелирной техники. |
В древности ханукальные свечи зажигали, ставя их в ряд, одна возле другой.
Древние археологические находки донесли до нас мозаичные изображения Меноры, храмового подсвечника,
имевшего семь стволов. Семиствольная Менора высечена и на так называемой "арке Тита" в Риме. На этой
арке изображен победный марш римских воинов, возвращающихся (в 70 году нашей эры) домой после
разрушения Иерусалимского Храма и ведущих с собою еврейских пленников. Пленники несут храмовую
утварь и в том числе Менору. Специальные ханукальные подсвечники начали изготовлять лишь начиная с
Х века. Лучшие еврейские мастера трудились над созданием ханукийот, отдавая этому ремеслу свой
талант. Ханукийот делали из самых разных материалов: камня, глины, мрамора, латуни, меди, бронзы,
олова, фарфора, железа. Состоятельные люди делали себе ханукийот из серебра и золота. |
|
|
На еврейских мастеров определенное влияние оказало искусство их соседей,
мастеров-неевреев, что привело к возникновению своеобразных стилей изготовления ханукийот. Так, в
Голландии делали ханукийот, центральным декоративным мотивом которых было изображение лилий. Там же,
в Голландии, в XVII веке, была впервые изготовлена ханукия с надписью "ханукия". |
|
|
The CJEU reserves the right to edit or remove messages
Copyright © 1999-2002 The Center of Jewish
Education in Ukraine |
|
|